Asia News

Исчезающий китайский лубок

няньхуа

Традиционные новогодние оттиски остались уделом фанатичных чудаковатых стариков.

Зарождение

Лубочные картинки няньхуа издревле имели назначение отгонять злых духов и болезни. Их дарили друг другу под новый год, вешали на стены, а через год срывали, обновляя. Впрочем, в данном случае речь идет об основном типе няньхуа, но дарили картинки также и на праздник начала лета, и на праздник середины осени, и на праздник фонарей. Причем изображаемые сюжеты, как правило, пестрят разнообразием. Среди няньхуа можно встретить и запечатленные религиозные сцены, и иллюстрации к литературе, и бытовые сюжеты. Традиция восходит ко временам династий Шан и Чжоу (1600–256 годы до нашей эры). А само слово няньхуа вошло в повседневную речь только в 1930-х годах. Если поначалу оттиск наносили на двери, то впоследствии лубочные изображения приобрели и вид своеобразных открыток.

Расцвет

В середине второго тысячелетия, с развитием технологий печати няньхуа вошли в эпоху расцвета. Разнообразие сюжетов и техник привело к тому, что в Китае сформировались целых четыре крупнейших школы этих оттисков, и каждая занималась своим ремеслом в узнаваемой манере. Среди них выделялись мастера из района Сучжоу, работавшие столь изысканно, что не уступали стандартам классического изобразительного искусства. После XVII века няньхуа стало воистину народным творчеством и в каком-то смысле ширпотребом. Это, как нетрудно догадаться, имело оборотную сторону, как и в случае с любой массовой культурой. К сожалению, падения качества и увеличившейся “желтизны” сюжетов было не избежать. Ближе к XX веку таким способом все чаще изготавливали рекламу и даже политинформацию.

Упадок

И здесь мы подходим к началу конца, так как в то же время происходит очередная технологическая революция. Произведения ручной работы автоматически становятся убыточными, мастерские закрываются, а сами мастера исчезают с горизонта, причем зачастую под давлением государства. Кое-какие умения и вовсе пропали бесследно, например, искусство добиваться не тускнеющего красного пигмента. В итоге, по состоянию на начало XXI века няньхуа – это, если быть откровенными, удел своего рода дон Кихотов вопреки всем обстоятельствам сохраняющие для цивилизации свое редкое хобби. Мастера няньхуа – продукт штучный, и почти всем им без исключения сегодня за шестьдесят лет.

Exit mobile version