Asia News

Я твой табак жевал

Правовой статус этой вызывающей привыкание жвачки противоречив, особенно в местах ее производства. Чиновники годами пытаются запретить или ограничить ее изготовление и сбыт, но регулярно останавливаются на полпути. В конце концов им приходится констатировать, что на множестве земель людям нечем больше себя прокормить. Причем налоги с продажи насвая национальные бюджеты среднеазиатских стран получают отнюдь не всегда.

Люди с земли

Что-то постоянно жующие деды с плохими зубами – привычная картина для трансляций из среднеазиатских стран. Кто-то закладывает табачную жвачку под верхнюю, кто-то – под нижнюю губу, но чаще – под язык. Это такой перманентно действующий и не кончающийся антистресс, а еще единственный источник заработка для целых регионов. То есть, жители не богатых ресурсами и производствами земель сами выращивают табак, сами же его и употребляют. Эта концентрированная табачная жвачка – насвай, давно проникшая в том числе в Россию. Жевать ее у нас не запрещают, а вот со сбытом сложнее: что-то вроде полунаркотика. На аналогичном положении он находится и в преуспевающем Казахстане. Наконец, запретили насвай и в своеобразном диктаторском Туркменистане, где вообще многовато странных чужеземцу запретов.

А вот в Кыргызстане и Узбекистане попытки сдержать производство и потребление специфического стимулятора ни к чему пока не привели. Ведь в полном смысле слова продажа его, как и табака в целом, кормит кучу домохозяйств. Например, на кыргызстанском юге попросту нет другой работы. И плюс к тому сложно запретить то, что ежедневно от мала до велика употребляет большинство нации. В Узбекистане, в свою очередь, правительство в очередной в очередной раз озаботилось проблемой весной нынешнего года. Снова законопроект, и опирается он на данные семилетней давности. Согласно этим цифрам, больше всего подростков именно из Узбекистана, если брать СНГ, балуются насваем (6%). В целом здесь почти четверть всех мужчин пристрастилось к расслабляющему средству со спорной репутацией.

На юге Кыргызстана сплошь и рядом весь участок земли, принадлежащий производителю (частному лицу), состоит из табачных грядок. Иногда деловитым хозяевам попросту негде сушить урожай: сотки есть, а свободных строений нет. Взаимовыручка в таких случаях не редкость: соседи делают одно дело, отлично понимая, что по-другому не заработать. По разным подсчетам, с одной сотки земли можно собрать 50-60 килограммов урожая. Это конвертируется примерно в $200. Для Баткенского района – отличная арифметика: особо удачливые и работящие владеют, бывает, по целому гектару земли.

Выгодно и тайно

Пожалуй, прежде всего насвай привлекает потребителя двумя своими уникальными качествами. Во-первых, он представляет собой многократно усиленную сигарету и при этом он в разы дешевле продается. Естественно, в наибольшей степени это касается среднеазиатских стран, где сигареты – роскошь, а насвай производится буквально за окном. Например, в Кыргызстане на 20 сомов можно купить недельный запас насвая. Тогда как пачка сигарет на день обойдется в три-четыре раза дороже. Чтобы еще лучше понимать расценки и объемы, килограмма насвая его горячим любителям хватит на полгода. И такое количество в Кыргызстане запросто можно купить всего за $3 и даже меньше.

Во-вторых, стимулятор незаменим для конспирации: можно сравнительно незаметно употребить вещество. Так или иначе, следов его употребления несопоставимо меньше, чем в случае с курительными смесями. Именно поэтому на него так падки школьники, спортсмены и тренеры. Впрочем, если внимательно и регулярно наблюдать за потребителем насвая, тайное станет явным. Зеленая масса для жевания оставляет характерный резкий запах изо рта, а пальцы приобретают характерный оттенок. Не сказать, что здоровый, и это еще мягко сказать.

Мать-клейковина

После сушки собранные табачные листья уменьшаются в три-четыре раза. После помола ввиду своей рыхлости измельченный табак нуждается в держателе формы. Чтобы было что жевать. Для этого идут в дело измельченные корни растений и гашеная известь: их смешивают с табачным порошком. Одна из технологий предполагает пропускание этой смеси через мясорубку. В таком случае на выходе получаются “червячки”, которые и предлагается жевать в качестве готового продукта. В свою очередь, иная технология дает на выходе зеленые шарики. Злые языки то и дело рассказывают, что скрепляющей массой запросто может выступить куриный помет и иной навоз. Собственно, на этом критики насвая чаще всего и делают акцент. Поскольку продукт и его авторы не очень в ладах с писаным законом, то и подмешать могут что угодно, и особо никуда не пожалуешься. Такова логика неприятеля.

скриншот: телеканал “Настоящее время” (признан российским Минюстом СМИ-иноагентом)

Каким бы ни был склеивающий элемент, запах от насвая всегда резкий, а новички и вовсе его плохо переносят. Показания новичков на удивление сходятся в подробных мелочах. Это сильное жжение во рту, обязательное головокружение, желание выплюнуть невкусное инородное тело как можно скорее. Более того, заезжие новички настолько не адаптированы к древнему неиспытанному удовольствию, что их часто тошнит. Причем уже после того, как они выплюнули жвачк: тошнит уже от остаточной слюны. Иными словами, на первых порах ни о каком антистрессовом эффекте говорить не приходится, скорее наоборот. Наверное, это как старшекласснику на смелость впервые выпить критическое для дебюта количество водки. Организм быстро воспротивится и отторгнет такое предложение расслабиться.

Характерно: из-за действительно ядреных ароматов тяжело приходится даже людям, давно занятым в кустарном производстве насвая. После нескольких часов этой алхимии с известью, а иногда и древесной золой и у закаленных бойцов начинает болеть и кружиться голова, поэтому многие из них носят респираторы.

Комплекс последствий

Будучи усиленным вариантом сигарет, гораздо более токсичным, насвай, как утверждают медики, в разы вреднее и для психики, и для соматики. Завязать с этой утяжеленной никотиновой игрушкой труднее, а разрушает и подчиняет себе организм она быстрее.

“В насвае очень сложно регулировать количество никотина, потому что это мелкорубленый табачный лист, иногда это разновидности табака такие, как махорка или нас, содержащие большее количество никотина, поэтому даже от одного шарика может не расслабляющий эффект возникнуть, а стимулирующий, с тремором, с нарушением внимания, поэтому эффект непредсказуемый. То, что предсказуемо – это усиление слюноотделения, человек будет плеваться, это нарушит баланс во рту (во рту среда кислотная, насвай – это всегда щелочная основа)”, – рассказывает нарколог Василий Шуров.

Расхожие разговоры о том, что жвачка нередко содержит в себе помет зверей и птиц, специалист считает обоснованными. В таком случае к целому комплексу болячек полости рта и ЖКТ, по всей видимости, добавляется сальмонеллез. Между прочим, острая, пренеприятнейшая кишечная инфекция. И это еще без учета, собственно, наркологической стороны вопроса. Ведь заядлые “жеватели” зеленого продукта испытывают те же сложности, что, например, и алкоголики. Абстинентная ломка, которую нужно купировать профессионально, а также сопутствующая ей сверхраздражительность при длительном употреблении неизбежны.

Впрочем, несколько дней непреодолимого, мучительного и агрессивного желания пожевать зеленую массу – не самое страшное, чем пугают врачи. Пожалуй, гораздо прискорбнее разрушение зубов, возможное прободение нижней губы, язва желудка, рак пищевода. В ответ на это, как и в случае с бодрыми старичками, адептами табакокурения на каком-нибудь Диком Западе, в бывших Бактрии и Согдиане выжившие старцы один за другим бахвалятся: курят они уже лет пятьдесят, на здоровье не жалуются, детей продолжают строгать. И всё растят и растят свой табак на плантациях, и считают свои сомы и сумы. Как обычно, медицинские предостережения идут вразрез с бытовой правдой частного человека. Мы же, со своей стороны, ничего не утверждаем и не пропагандируем.

Exit mobile version