Каналы (клонги) в тайской столице появились раньше обыкновенных улиц.
В конце XVIII века, когда Бангкок стал столицей Таиланда, городские каналы стали главными инфраструктурными объектами. По своему значению они мало в чем уступали ратушным площадям и широким проспектам европейских городов. Это не для всех прозвучит правдоподобно, но первую традиционную улицу благоустроили только в 1860 году. Впрочем, сегодняшний облик Бангкока меньше сопоставим с Венецией, чем, скажем, 150-200 лет назад. Каналов стало меньше, но при этом они стали шире.
Потихоньку уходит поколение, еще помнящее разветвленную сеть узких клонгов. Во времена их юности по каналам курсировали торговцы, ремесленники и даже священнослужители. Соответственно, присоединялись и клиентура, и праздные любители посплетничать. Сегодня такой способ логистики интересен прежде всего туристам, хотя бумажную почту до сих пор доставляют, в том числе, и по воде. Добавим, что монахи, скорее всего, сменили способ передвижения, в частности, и по меркантильным соображениям. В конце концов, раньше на воде они искали милостыню, объем которой неуклонно сокращался. Клонги негласно делились на своего рода “цеховые”: одни “оккупировали” мебельных дел мастера, другие – каменщики…
Впрочем, классифицировались каналы в Таиланде и по другому принципу. Например, четко выделялись военные и частные протоки, служившие абсолютно разным целям. Функциональность была и совсем иной природы: где-то каналы сокращали расстояние в изгибах крутых рек. А где-то рукотворные каналы были нужны, потому что кроме них воды было попросту не достать.