Блюдо, за открытие и происхождение которого борются целыми народами и веками.
За право народа-первооткрывателя и изготовителя самой аутентичной долмы борются армяне, болгары, турки, иранцы и греки. Доподлинно известна только этимология: с переводе с тюркского это означает “фаршировать”. Но мы сегодня остановимся на азербайджанском варианте, который в этой борьбе такой же равноправный игрок. Главная особенность местной долмы, помимо преимущественного использования баранины, в ее миниатюрности. Крохотные куски мяса с рисом внутри листьев не требуют столовых приборов. В свою очередь, некоторые повара относятся к здешнему варианту блюда как “одетой” разновидности плова.
Одевать начинку традиционно доверяют только женщинам, и процесс этот весьма кропотливый и ответственный. Плотно зачехлить сытное содержимое в тугую оболочку одной рукой – признак маэстро. Листья выбирают белых сортов винограда и помоложе, либо заранее законсервированные, чтобы меньше времени тратить на латание дыр. Кстати, к самой форме этих специфических голубцов относятся не столь строго: округлая – так округлая, продолговатая – тоже ничего. Единственно одобряемый способ готовки – томление. По мнению бакинцев, ароматнее и лучше всего это делать, устлав дно посуды бараньими косточками. Идеальный вариант также подразумевает использование мяса задней мякоти бедра, мелко нарубленного топориками.
Вариаций долмы – свыше сотни, вплоть до вегетарианских, к которым, понятное дело, отношение неоднозначное. Есть компромиссные “модели”: когда сезон – внутрь вперемешку с мясом направляются и баклажаны, и сладкие перцы. Иногда вместо побегов винограда используют листья конского щавеля.