Древний камбоджийский танец строг к своим исполнительницам: нужно “выйти” лицом, формами и гибкостью пальцев.
Барельефы в знаменитом храме Ангкор-Ват изображают индуистских полубогинь апсар с диковинной пластикой. Им наследуют вновь популярные в последние десятилетия танцовщицы, а объединяет их, собственно, танец – апсар – и внушительная подготовка, которой нужно обладать, чтобы восприниматься всерьез. Не прошедших “фейс-контроль” и не набравших нужные skills отправляют очаровывать посетителей ресторанов или в телевизор. Все-таки, служение древним божественным материям – не ровня шоу-бизнесу.
Необходимые качества для наследниц древних куртизанок – малый рост, аппетитные пышные бедра, подтянутый бюст. Но самое главное – гибкие вытянутые пальцы и белизна кожи. Ради последнего девушки готовы избегать солнца и по возможности осветлять кожный покров косметическими средствами. А пальцы гнутся под такими углами, что могут создать ложное впечатление травмы или болезни. Движения всех частей тела отличает опутывающая извилистость, волнистость, причудливый нечеловеческий изгиб.
Апсар чаще всего представляет собой танцевальные композиции, апеллирующие к древней кхмерской мифологии. То есть, прежде всего, это вариации на тему воинствующих богов и ублажающих их богинь красоты. Впрочем, танец апсар модернизируется. И до такой степени, что даже не редкость увидеть на сцене мужское исполнение. Но все же хоть чуть-чуть понимать в кхмерской культуре желательно, так как у большинства движений есть свой древний смысл. Если же смысл – не главное, то эстетическое удовольствие все равно, как правило, обеспечивается сполна. Экзамены для метящих в апсары строги до жестокости.