Жители вьетнамского юга берут глину у определенной реки и позволяют самой природе сделать из нее практичный товар.
Чамы, народ, живущий на юге Вьетнама и в Камбодже, славится своей необычайно прочной глиняной посудой. Ее и в старину, и сегодня изготовляют, не используя гончарного круга и более современных технологий. Считается, что негласной столицей гончарного дела чуть ли не во всей Юго-Восточной Азии служит деревня Баучук, издревле заселенная мастеровитыми чамами. Более того, львиная часть жителей специализируется на создании посуды из глины. Грубая и толстая, она имеет внеэстетические преимущества: например, подолгу держит температуру. На постоянной жаре тропиков это качество бесценно.
Несмотря на достоинства здешней керамики и ее колорит, иностранцы-путешественники редко на нее “клюют”. Возможно, потому, что миски, котелки, вазы из местной глины при всем при том достаточно хрупкие. Так что основной покупатель – это среднестатистический вьетнамец. Заработать на таких клиентах трудно: и продавцу, и потребителю цена посуды представляется копеечной. Лишь изредка изделия чамов достигают европейских и американских выставок и салонов, и только тогда речь заходит о суммах иного порядка.
Глину берут только возле реки Куао, а предварительно обжигают, элементарно оставляя ее на палящем солнце. Материал в сыром виде ценится своей податливостью, а в затвердевшем – наоборот, несгибаемостью. Подержав изделие под лучами солнца с неделю, мастера несколько часов закрепляют результат в ворохе тлеющего хвороста. Готовый кувшин или даже миниатюрное украшение, как правило, тяжелее, чем кажется.