С развитием мегаполисов визуальная память о них сохраняется, но о звуковом наследии прежде заботились мало.
У малайзийца Нр Чор Гуана десять лет назад появилось хобби: его занимает феномен городского шума. Годами фокусируясь на урбанистической акустике, он не перестает удивляться. В его представлении, города стремительно меняются и звуки позволяют это понять не хуже пейзажей. По основному роду деятельности Гуан – композитор, и ему удается использовать в музыке элементы “документалистики”.
“В разных городах эти звуки имеют свою индивидуальность и уникальность. Я надеюсь, что больше людей смогут услышать их и заново открыть для себя свои города”, – цитирует его The Star.
По мнению калифорнийского ученого Джеффа Коди, тяга современных людей к фиксации всего подряд при помощи гаджетов совершенно не распространяется на аудиосоставляющую, то есть на то, чтобы запечатлеть и отследить “звуковую эволюцию” того или иного места. Между тем, некоторые явления из-за этого безразличия свидетелей покидают нашу жизнь бесследно. Например, вспоминает индийская художница Рашми Калека, раньше Дели был городом поющих торговцев и курьеров. К сожалению для нее, пока непохоже, чтобы эти времена собирались возвращаться. Ничуть не меньше меняется Гонконг, в котором тоскует об уходящей натуре молодой звукорежиссер Кан Хей-Чун.
“Спросят ли наши дети, почему трамваи называются динь-динь, если однажды эти звуки исчезнут?”, – вопрошает мужчина.
Ученый Коди предлагает мыслить и действовать конструктивно – то есть, хотя бы сегодня не терять времени. Активистам, по мнению эксперта, вполне по силам заняться созданием обширной “звуковой базы данных”. Это, в свою очередь, даст импульс и стимул остальным.
“Побудить других защитить места, связанные со звуками, прежде чем они будут уничтожены навсегда”, – гласит его “завет”.