С VI века кочевой монгольский народ научился выживать в любую погоду, имея минималистичное жилище.
Традиционное монгольское жилище и правила для его гостей полны ритуальной подоплеки. Как правило, вход располагается с южной стороны, тогда как напротив него – самое почетное место. Там же размещают особо дорогих и уважаемых гостей, и там же можно встретить изображения божеств. Если взглянуть глазами ценного гостя на устройство юрты, то справа от него будет “мужская” сторона. На ней находятся супружеское ложе и различные охотничьи принадлежности. В свою очередь, в левой, “женской” части юрты живет старшая незамужняя дочь. Женский инвентарь – посуда и продовольствие – хранятся ближе ко входу. В самом центре юрты царит очаг, обрамленный тремя большими камнями. Над ним монголы “монтируют” дымовое отверстие, имеющее несколько функций.
Так как до начала XX века кочевой народ не знал часов, время до сих пор определяют по расположению лучей, попадающих внутрь через дымоход. Всего юрту символически делят на 12 частей, и, соответственно, перемещение луча из одной “клетки” в другую занимает около двух часов. Для того, чтобы степные ветры не сдули крышу над головой, дымоход соединяют с землей веревкой. Ее держит большой тяжелый камень. Но помогает в борьбе с непогодой не только он: и со зноем, и с холодом монголы научились эффективно справляться. Летом “подол” юрты приподнимают, а зимой ее ставят на доски, утепленные шкурами и войлоком.
Однако, стоит сказать немного и о гостевом этикете, который вовсе не выглядит сложным для исполнения. Прежде всего, важно не запнуться о порог: в такой оплошности исстари усматривают злые намерения. Во времена Батыя за такое можно было лишиться жизни. Кроме того, необходимо войти, оставив любое оружие и дотронувшись до притолоки. В первые минуты знакомства с хозяином важно угостить друг друга табаком, после чего он, скорее всего, предложит выпить из одной посуды молочной водки – архи. Чтобы окончательно избавить семью от подозрений, следует откровенно рассказать о своих планах.