О дереве Бодхи знают многие, тогда как ценность зуба Гаутамы больше понятна посвященным.
Разумеется, в городе Анурадхапура высится не то дерево, под которым “просветлился” сам Будда. Но фактически разница невелика, ведь до сих пор живущий фикус произошел от отростка того, легендарного! То есть, получается, что мы имеем дело с самым древним дожившим до наших дней деревом. Оно упоминается еще в летописи Махавамса, а это, на секундочку, VI век до нашей эры. Конечно, его поддерживают со всех сторон металлическими укреплениями, так как любому растению трудно жить тысячелетиями.
Зуб Будды представляет собой составную часть менее известного и, по всей видимости, более интересного сюжета. На Цейлоне он оказался лишь спустя тысячу лет после земной кончины основоположника буддизма. Дело в том, что во время кремации самый преданный ученик сумел сберечь зуб, буквально выловив его из огня. Долгое время реликвия служила единственным доподлинным вещественным напоминанием о Будде и хранилась на континенте. Но с некоторой переменой религиозной “конъюнктуры” Шри-Ланке удалось заполучить зуб в свое пользование. Причем операция по тем временам выглядела довольно рискованной, и осуществляла ее дочь монарха. Девушке удалось выкрасть артефакт и пронести его в волосах. Добыча впоследствии стала прочно символизировать саму национальную идею Шри-Ланки. В оставшиеся века остров то покоряли, то освобождали, и поэтому зуб путешествовал туда-сюда. Но в конечном счете реликвия, которую враги даже пытались уничтожить, достигла Канди и, похоже, навсегда.
На современном Цейлоне драгоценность каждый год являют населению накануне первого полнолуния в августе. Эта процедура – своего рода предисловие к ежегодному празднеству Эсала Перахера. Тут нужно сказать, что в подлинности происхождения зуба есть сомнения, и вполне обоснованные. В частности, несколько исследователей научно доказали, что на самом деле следует говорить о слоновьем клыке. Но, позвольте, кого из истых последователей просветленного Гаутамы это способно поколебать в его вере? В конце концов, слон здесь – это тоже божество.