Музыкально-песенная составляющая создает атмосферу редкого единения, но и позволяет медленнее обычного пьянеть.
Почти в каждом грузинском селении существует целый хор из мастеров своего дела, время от времени участвующий в знаменитых местных пирушках с их открытостью и доброжелательностью. О многоголосых песнях такого рода среди местного населения говорится еще у античных историков. А двадцать лет назад ЮНЕСКО наделила грузинские хоровые песни почетным статусом. Он звучит как “шедевр устного нематериального наследия человечества”. Интересно, что к хоровым грузинским застольным песням издревле неприменимы категории мажора и минора.
Именно в этой горной стране также зародилось слово “тамада”, без метаморфоз укоренившееся во многих других языках. Прежде всего, тамадой “обречен” стать самый авторитетный и/или старший участник застолья. Впрочем, за ним всегда сохраняется незыблемое правило передать эти бразды другому сотрапезнику или просто отказаться. Как известно, тамада – настоящий дирижер процесса, поддерживающий и “градус”, и ритм беседы. С его подачи тосты оглашаются примерно один раз в 10-15 минут. В свою очередь, их логика состоит в движении от общего к частному. Если на старте мероприятия пьют, условно говоря, “за всё хорошее”, то чем дальше, тем больше становится персонифицированных устных посланий. Отдельное внимание уделяют новичкам в компании, проводя таким образом своего рода “инициацию” и снимая робость. Причем теоретически тост может длиться бесконечно: ведь каждый пирующий вправе попроситься его дополнить.
Обилие демонстративного, громкого красноречия, как ни странно, имеет одну неочевидную функцию, как и, собственно, песни. В организм попадает больше кислорода, и таким образом собутыльники медленнее оказываются во власти хмеля.