Но это самая главная ее отличительная особенность.
Ежедневные сборы в школу в деревне Памохи проходят далеко не так, как у всех учеников. Вместе с книжками и тетрадками ребята берут с собой «багаж» пластиковых отходов, которые идут как плата за бесплатное обучение.
Школа Акшар была основана 32-летним Мазином Мухтаром и его 30-летней женой Пармитой Сарма. Поневоле она превратила всю округу в экоактивистов, которые раньше просто сжигали все токсичные отходы, а теперь вынуждены мириться с новыми правилами и откладывать пластик на учебу.
Учебное заведение было предназначено для местных детей, большинство из которых работали на каменоломнях, зарабатывая около $ 3 в день. И мало кто из родителей стремился отправить маленького кормильца на учебу, сообщает The Guardian.
«Когда мы попросили родителей оправить вместе с детьми пластиковые отходы, почти никто из них этого не сделал. Тогда мы ввели обязательные условия», – рассказывает Мухтар.
Жесткая политика платы за обучение быстро привела к соблюдению требований, также родители взяли на себя обязательство прекратить сжигание пластика.
Всего в Ашкаре работает 7 учителей, на которых приходится 110 учеников возрастом от 4 до 15 лет. Между тем, изначально школу посещало всего 20 человек. Помимо базовых знаний, ученикам дают навыки по установке солнечных батарей, обучают основам электроники и столярном мастерству.
«Мы стараемся научить студентов брать на себя ответственность за свое окружение», – говорит Сарма. – «Поскольку мы собираем не менее 25 единиц пластика каждую неделю от каждого ученика, в месяц выходит 10 000 единиц пластика. Далее его превращают в экокирпичи, которые идут на строительство».
Чтобы немного освободить детей от тяжелого труда, в школе действует своя экономика с игрушечными банкнотами. Их можно использовать для покупки еды в местной столовой, одежды, игрушек и обуви. По мере успеваемости учеников будет увеличиваться и их зарплата. Также разработана модель взаимного обучения и наставничества, при которой старшие дети будут обучать младших, а взамен получать вознаграждение.
В разгар пандемии занятия проводились на открытом воздухе, а само школьное помещение было преобразовано в центр продовольственной помощи. Старшеклассники работали социальными работниками, доставляя пайки в трущобы и деревни Гувахати.
«К сожалению, дети, которые приходят в нашу школу, подвергаются насмешкам со стороны общества. Когда они входят в класс, они полны гнева и агрессии. Но по мере того, как они учатся и осваивают новые навыки, они становятся более чуткими, оптимистичными и уверенными. Фактически, у нас есть 13-летняя девочка, которая едва могла говорить, когда присоединилась к нам три года назад. Но теперь она не только преуспевает в учебе, но и в свободное время занимается с двумя детьми из местной англоязычной школы», – говорит Сарма.
А недавно Мухтар и Сарма подписали с властями Гувахати договор о внедрении модели Акшара в пяти государственных школах, и есть планы начать курс по озеленению окрестностей.