Восемь почитаемых даосами святых покровительствуют различным профессиям и имеют каждый свою удивительную судьбу.
В даосизме особым почетом и уникальными свойствами наделены сяни – бессмертные святые, обладатели лучших добродетелей. Самые знаменитые из них образуют условную группу ба сянь (“восемь бессмертных”), представителей которых повсюду изображают. В отличие от остальных святых, большую часть они проводят в миру, а не на небе, и заняты помощью людям и наставлением их на путь добродетели. У каждого – своя роль и своего рода сфера влияния, ну и кроме того, причудливая биография.
Часть 1
Люй Дунбинь “курирует” экзорцистов и постоянно рисуется с характерной мухобойкой в руке. Со стыда ставший отшельником в древности, он умеет заговаривать демонов и воскрешать человеческие души.
Лань Цайхэ – самый веселый и беспечный сянь, он покровительствует садовникам. До обретения статуса святого Лань бродяжничал, постоянно напивался и плясал, будучи простодушным и отзывчивым бессребреником. Изображается с корзиной, полной веток бамбука и хризантем, олицетворяющих неиспорченность души.
Ли Тегуай, в свою очередь, знаменит своей заботой об аптекарях. Считается, что накопленная книжная мудрость позволяла ему покидать телесные пределы и витать где-то в эмпиреях. Причем он все время в кого-то вселялся, так как на одной “прогулке” его загрыз тигр. Последним пристанищем стало тело нищего. Узнать его можно по железному костылю и тыкве, которые он держит в руках.
Чжунли Цюань благодетельствует алхимикам и примечателен своей профессией военного. Проиграв важную битву, он углубился в секреты природы и научился добывать драгоценные металлы из простых. Помогающий всем нуждающимся, на картинах и артефактах он предстает перед современниками с извечным мешком алхимика.
Часть 2
Чжан Голао – заступник рожениц, знаменитый своими магическими умениями, которые, как и подобает китайцу в статусе сянь, обращать на благо людям. Например, он был способен “подарить” бесплодной семье внезапное потомство. Рисуют Чжана с веткой дерева Линчжи, как раз обеспечивающей родителей множеством здоровых детей.
Хэ Сяньгу помогает домохозяйкам и представляет собой единственную женщину в этом святом “ряду”. Юность ее была сущим адом, непрерывной кухонной работой на износ в голодных условиях, а спас ее упомянутый первым Люй Дунбинь, подаривший вечный источник насыщения и “взявший” в святые. Теперь слезы Хэ, которые она всюду носит с собой, утешают всех горемык.
Цао Гоцзю известен тем, что, уйдя “в народ”, демонстративно отказался от дарованных ему императором преференций. Ими была специальная именная золотая пластина, с которой его и изображают. Кроме того, его вечный спутник – персик бессмертия.
Хань Сянцзы был фанатично увлечен даосизмом, но с единомышленниками ему вечно не везло. Он был способен на великие чудеса, на тотальное управление природными явлениями и физическими законами. Считается, что из всей восьмерки этот сянь наименее охотно спускается в земной мир, а запечатлевают его всюду с раковиной и свитками, таящими в себе величайшую мудрость.