До середины прошлого века женщины на северо-западе Мьянмы поголовно ходили с татуировками на лицах. О корнях этого явления имеются взаимоисключающие версии, так как его “носителей” почти не осталось.
Пожалуй, наиболее распространенная роспись лица включала в себя трезубец на лбу, “усы” из точек и “разлинованный” своеобразными меридианами подбородок. Мало того, что для девочек это было добровольно-принудительно, так еще и боль приходилось испытывать аховую. Настолько, что нередко травматичную процедуру приходилось растягивать на несколько дней. Ведь об анальгетиках древние бирманцы не слышали, а, когда услышали, то традицию модернизировать не стали. Кстати, с возрастом рисунок выцветал, поэтому раз в несколько лет краску наносили на старые линии. Состав ее имел в основе копоть, животные желчь и жир и сушено-толченые травы.
Со всем этим “безобразием” покончили в середине семидесятых, когда социалистическая хунта не только начала репрессии против татуировщиц (это всегда тоже были женщины), но и запретила ходить в школу девочкам с уже “оформленными” лицами. Впрочем, риски и строгость уголовного преследования для мастеров компенсировались старой проверенной коррупцией. Самое любопытное в такого рода художествах то, что при всей обязательности они еще и не были бесплатными. То есть, это некие обязательные расходы, от которых невозможно уклониться, причем немалые. Целые семьи попадали в своего рода долговую яму, порой расплачиваясь рабским трудом своих татуированных “моделей”.
Поскольку обычай зародился бог знает сколько лет назад и к сегодняшнему дню практически сошел на нет, о его причинах высказываются противоположные друг другу и в равной степени недоказуемые суждения. В частности, легенда гласит, что девочкам одного бирманского племени надоела эксплуатация королем, забиравшим их. Якобы одной смелой из них пришло в голову размалевать себе лицо, чтобы отвратить правителя. Как ни странно, согласно канонической версии, татуировка в конечном счете сработала. Однако антропологи полны сомнений на этот счет, полагая, что наоборот, татуировка символизировала красоту. Подкрепляет их позицию общепризнанный коммерческий характер процедуры: все-таки, при любом строе абсурдно платить за обезображивание.