Жителей Самарканда не переубедишь, будто где-то еще можно приготовить правильную лепешку.
Разумеется, речь идет о лепешках, которые делают в тандыре – плотных и с большим сроком хранения. В былые времена перед отправкой на фронт сын откусывал край от лепешки и прощался. Хлеб приколачивали к стене в уверенности, что расставание будет всего лишь временным. Примета, если верить фольклору, имела свойство сбываться. Сын возвращался с войны, лепешку распаривали в воде, и нужно было обязательно ее доесть.
По мнению самаркандцев, ничего не поможет воссоздать тот же вкус лепешки повару, который покинет город. Даже если он уедет со своей печкой и абсолютно такими же продуктами такой же свежести. Говорят, что-то есть неповторимое в самом здешнем воздухе.
Лепешки – неизменный атрибут узбекских обрядов и праздников, например, свадьбы. До тех пор, пока участники не разломают две лепешки, брак не считается вступившим в силу. Любопытен и еще один момент: каждый город претендует на право считаться вотчиной лучших лепешек. Споры “куликов о болоте” ведутся подчас весьма ожесточенным образом. Однако при этом работает вполне примиряющее правило: если, например, самаркандец оказывается в Бухаре, он покупает там хлеб и привозит его домой, каким бы ни было его качество в глазах путешественника.