Суровое учение сюгендо практикуется и по сей день, а чтобы стать ямабуси, необходимо пройти недельный обряд.
Ямабуси в переводе с японского буквально означает «горные отшельники». Монахи Ямабуси гуляют по священным горам Дэва Сандзан уже более 1400 лет, но их поход не для удовольствия. С помощью погружения в природу и строгой самодисциплины они стремятся к духовному возрождению.
Горы расположены в префектуре Ямагата в Тохоку, самом северном регионе острова Хонсю. Большая часть Тохоку гористая и подвержена одним из самых сильных снегопадов в Японии. Это земля, которую поэт хайку Мацуо Басё описал в своей книге «Узкая дорога на глубокий север» (1689 г.).
Священный статус трех гор датируется 593 годом н.э., когда принц Хатико бежал из Киото после убийства своего отца, императора Сушуна. Принц Шотоку, племянник Императора, посоветовал Хатико бежать на гору Хагуро, где, как было сказано, он встретит Каннон, богиню милосердия. Потом принц Хатико построил святыни, чтобы горные боги обеспечили мир и процветание региона.
Он основал учение сюгэндо (путь тренировок и испытаний) как уникальную форму поклонения горам. По мере развития сюгэндо впитывало в себя элементы синтоизма, буддизма и даосизма.
Сюгэндо – это религия Ямабуси. Ее адепты проводили годы в горах. Даже существовал особый ритуал: перед тем, как уйти в мир иной, и мумификацией, мастера провести в горах не менее 1000 дней. Процесс самомумификации включал строгий пост в течение длительного периода. Кстати, эта практика была запрещена более 100 лет назад в эпоху Мэйдзи (1868-1912).
Сегодня в Японии насчитывается около 6000 ямабуси. Они верят, что аскетическое обучение Сюгэндо в суровых природных условиях гор может принести просветление. Вход в «другой мир» гор представляет собой смерть их мирского «я», поэтому они носят белые одежды, или широсодзоку, которые традиционно используются для одежды мертвых.
Чтобы стать ямабуси, нужно пройти недельный ритуал «Осенний пик Акиномине». Точная природа ритуала остается в секрете, но, как известно, он включает в себя такие действия, как медитация под водопадом, ночные прогулки и посещение мест обитания богов. Как долго и часто гулять по горам, решает сам ямабуси.
В эпоху Эдо (1603-1868) паломничество в Дэва Сандзан приобрело популярность как средство восстановления молодости. Воины-самураи были среди тех, кто приезжал сюда тренироваться, и восхождение стало известно как Путешествие возрождения.
Известно, что в течение всего курса подготовки можно говорить только одно слово. Когда мастер Ямабуси дает вам указание, вы должны ответить «укетамо» (я принимаю). Таким образом, участники вынуждены жить настоящим моментом, а обучение Ямабуси предназначено не только для просветления и самопознания, но и для осознанности.
«Как бы сложно это ни звучало, это помогает вам выйти за рамки привычного образа мыслей и действий и сосредоточиться на настоящем моменте, а не беспокоиться о будущем, – пояснил консультант Юмико Нишитани. – Как только вы познаете себя, вы начнете понимать, что вы хотите делать, и что вам следует делать».