Праздник воды на суше

Бон Ом Тук, самый характерный для Камбоджи праздник, на этот раз разрешили провести в “кастрированном” виде. То есть, знаменитым лодочным соревнованиям в ночи напротив Королевского дворца было не суждено случиться. Тем не менее, даже при меньшей опасности и при усиленной охране правопорядка фестиваль воды в Пномпене опять обернулся человеческими жертвами. Увы, даже соблюдая ковидные и иные меры предосторожности, люди в городе смогли создать смертельную тесноту на улицах.

Безрыбье

По сравнению с прошлым годом, годом наиболее радикального карантина, фестиваль-2021 выглядел усеченным, но все-таки праздником. Хотя в сущности, наверное, можно сказать, что программу лишили гвоздя. Ведь многие едут на Бон Ом Тук, соблазнившись рассказами о безумных лодочных гонках. И именно их на этот раз в городе-двухмиллионнике не санкционировали. Разумеется, от всех также требовали ставших привычными масок и общей “ковидобдительности”. Если метафорически огрубять, то праздник воды полностью переместился на сушу, и нельзя сказать, что сильно потерял в численности по сравнению с лучшими временами.

По крайней мере, сравнение с прошлым годом показывает неоспоримый прогресс. Так, уже в первый день 18 ноября чиновники насчитали 40-процентное увеличение гуляющих. И этот первый день еще был самым скромным по численности собравшихся из всех трех. В итоге официальный счетчик после трехдневного веселья остановился на цифре в 910 150 человек. Признаться, иностранцев по понятным причинам на этот раз было подавляющее меньшинство: только 10 281 человек. Все-таки, трудности перемещения в пандемию пока сохраняются, и на пороге новый штамм вируса. Кстати, иностранцев пускают только полностью вакцинированных.

фото: Khmer Times

С учетом особого “пандемического” формата, пожалуй, главной и наиболее востребованной частью нынешних гуляний стал фейерверк. В центре столицы, помимо него, развернулись в большом количестве целые “пивные сады” для желающих охладиться. Провинции, к слову, тоже не отставали: внутренние и внешние туристы охотно посещали такие города, как Сиемреап, Сиануквиль, Кампот, Кеп, земли Пурсат и Баттамбанг. По рассказам различных чиновников, уличная и ресторанная жизнь в них кипела. Туристический сектор тоже чувствовал прилив настроения: бронь съемного жилья для временных гостей в некоторых уголках страны достигала 90% от предела возможностей.

Глядя на скученность людей на некоторых фотографиях, понимаешь, что российским противоэпидемическим правилам до этого пока далеко. Как-никак, формально толпиться и веселиться у нас пока нельзя. Впрочем, в данном случае не обойтись без важного примечания: в Камбодже, на секундочку, полностью привились от коронавируса не менее 88% населения.

Истоки

Бесцеремонный вопрос “по какому случаю гуляем”, вполне возможно, застал бы многих гостей фестиваля воды врасплох. Вряд ли стоит скидывать со счетов самоценность массового пира и зрелища как такового: какая разница, по какому случаю. Тем не менее, происхождение этого обычая, в 2020-2021 не показавшего себя целиком, конкретнее многого другого.

Прежде всего, праздник привязан к определенному, ежегодно повторяющемуся природному явлению. Приходит оно не по расписанию, поэтому даты всякий раз – новые. Речь идет о поведении притока Меконга, реке Тонлесап, связывающей его с озером Тонлесап: накануне приток меняет направление течения и начинает насыщать собой и своими недрами столицу. То есть, это своего рода праздник плодородия, которого нужно только дождаться. Помимо рыбы и водорослей, он приносит в столицу временное успокоение: муссонов и наводнений пока не ждать.

Как и другие старинные праздники, его возникновение мифологизируют, но не сказать, чтобы слишком. По крайней мере, о лодочных гонках раньше XII века точно ничего достоверно не известно. В каноническом варианте несколько сотен лодок наводят страх и трепет своими носами в виде драконьих голов. На каждом плавсредстве находятся десятки хорошо обученных гребле мужчин и женщин. На берегу с ажиотажем наблюдают за покорением-усмирением реки, которую только-только решило насытить озеро. Вскоре две группы участников встретятся на вечернем фейерверке. Во время последнего нередко можно увидеть местных, молящихся речной богине плодородия.

Agence kampuchea presse

В ближайшие часы Меконг открыт для битв и турниров на воде. Вечерами лодки светятся под стать салюту на берегу и Королевскому дворцу, окруженные ревом, свистом, рукоплесканиями, а-ля Лига чемпионов УЕФА. Тут важно не слишком увлекаться, поскольку развлечений еще масса, например, уличная гастрономия. Знаковая закуска, один из символов праздника – блюдо из риса с фруктами Ак Амбок. А вообще, чаще всего Бом Ом Тук просто выступает как удобный предлог для посещения Камбоджи. Ноябрь влечет иностранцев без привязки к происходящему у Королевского дворца.

Вода все равно напомнила о себе

За неимением радости общения на воде в 2021 году вода пришла без этой радости гребцов, пришла одна. А именно: середина ноября выдалась в Камбодже привычно богатой на всяческие затопления. Так, прямо накануне первого дня фестиваля наводнение случилось на столичной реке Прек Тнаот, спровоцировав оползень. Несмотря на неопасный характер события, международный бренд Бон Ом Тука оно не украсило. В подобных случаях на место оперативно выезжают чиновники мэрии. Во время фестиваля они, как и полицейские с военными, существуют в режиме повышенной готовности.

На той же неделе стало известно об очередных жалобах жителей столичной коммуны Боеунг Пролит, находящейся в низине, на компанию по добыче песка. Проблема тянется много лет, предприятие обвиняют в постоянном подтоплении жилищ из-за работ на озере. Чиновники имеют иное видение ситуации и отводят удар от компании.

Наконец, уже по завершении Бон Ом Тука известие подобного характера пришло из провинции Баттамбанг, где тоже отмечали праздник матери-реки. Проблема, как ни странно, обнажилась с прекращением наводнения. Выяснилось, что почти полтысячи домов серьезно повредились от паводка. Отразился здесь он на 660 га посевов, километрах проселочных и благоустроенных дорог. Фестиваль воды как рубеж: стихия ушла, пора платить за ее проделки.

Убытки (человеческий капитал)

Профильное министерство сразку по завершении гуляний 21 ноября выступило с неутешительным отчетом. Несмотря на то, что действо охраняли 1600 людей в форме, за три дня имеется 22 жертвы и 44 пострадавших. К слову, это еще далеко не предел. Наиболее мрачная страница истории праздника датируется 2010 годом. Тогда в ноябре на столичном мосту, в давке, от асфиксии погибло 456 человек. Ходынское поле по-кхмерски встряхнуло власть и общество, и Бон Ом Тук отправили на трехлетние каникулы. Впрочем, выяснилось, что как ни проводи фестиваль, кто-то гибнет на улице. Потому что меньше ста тысяч зевак ни один день праздника обычно не собирает. А когда есть “гребная” часть, нередко гибнут и лодочники: например, в 2008-м утонуло пятеро мастеров.

Примечательно, что даже наименее скромный масштаб события осенью 2020-го не уберег горожан от жертв: их насчитали 19. Справедливости ради, в полицейских сводках не уточняется, насколько сильно обусловлены торжествами трагические случаи. Ведь в последние два года приводится сухая статистика дорожных аварий, а на дорогах гибнут ежедневно, что в праздник, что в траур. Что ж, чем именно из этого был фестиваль-2021, можно судить по местным блогам и прессе. В основном кхмеры сходятся на том, что это был фестиваль переходного периода. А если более определенно, то это был еще один шаг от карантинного к полноценному формату. От лодочных гонок с тысячелетней историей так просто за два года не откажешься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх