Легендарный янтарь из Мьянмы невольно заставляет палеонтологов финансировать вооруженный конфликт. Ученые стоят перед этической дилеммой.
Не всем известно, но север Мьянмы является настоящим кладезем окаменевшей смолы возрастом в сотню миллионов лет. И благодаря Бирманскому янтарю палеонтологами было сделано не одно открытие. В числе последних – пернатый динозавр размером с колибри, от которого не осталось бы и следа в обычной почве.
Впору вспомнить те самые кадры из к/ф «Парк Юрского периода», где по ДНК из брюшка комара, застывшего в смоле, восстанавливают популяцию динозавров. Конечно, на практике даже янтарь не готов хранить столько времени генетическую информацию подходящего качества. Поэтому повторение сценария в реальной жизни нам не грозит. Однако ученые столкнулись с другой проблемой.
Дело в том, что основные районы добычи янтаря расположены в зоне внутреннего конфликта, известный также как Качинский конфликт. Где этнические группы борются за независимость с правительственными войсками. Длится это ни много ни мало уже целых 70 лет. С тех пор как Мьянма (ранее Бирма) обрела независимость от Британии.
В проблемной статье Asia Review поднимает проблему о том, что горнодобывающий бизнес является источником финансирования армии независимости, которая выступает против объединения страны и сохранение этнической идентичности.
Национальные вооруженные силы вернули контроль над Танаем в июне 2017 года, однако периодические бои продолжаются. Поэтому иностранным исследователям не разрешается входить в шахты. Получить янтарь можно только через ювелиров.
Ранее в New York Times сообщалось, что один палеонтолог все-таки бойкотировал покупку янтаря из Мьянмы. Тем не менее, не все готовы пожертвовать научными исследованиями, тем более что ценные находки также любят частные коллекционеры.