Бангладеш не может себе позволить роскошь отказаться от нечеловеческих условий труда, символизирующих апофеоз социального расслоения.
В перенаселенном и бедном Бангладеш не один десяток лет практикуется опасный для окружающей среды и для самих рабочих труд. В поисках быстрых денег и стар и млад устремляется разбирать на части корабли, отслужившие своё. Владельцы верфей “предпочитает” совсем зеленую поросль – четырнадцатилетних мальчиков. Они проворнее, дешевле и хуже информированы об опасностях ремесла. К тому же с четырнадцати официально уже можно работать.
Трудяги целые дни проводят в грязи, в таскании и тягании тяжестей. Некоторые тросы весят по пять тонн. Чтобы дотащить такое добро до лебедки, требуются усилия десятка человек, выстраивающихся как бурлаки. Как правило, из-за утилизации судов загаживается весь окрестный пляж. Это и горючее, и токсичная краска, и соли тяжелых металлов. Спиленные элементы корпуса впоследствии переплавляют на арматуру для жилого строительства и продают. Работяги выпиливают их собственноручно и сами тащат к грузовикам: хозяева верфей максимально прагматично организовали свой бизнес. Речь идет о нескольких богатых семьях, контролирующих всю эту отрасль.
Организация NGO Shipbreaking Platform годами кричит о проблеме, называя условия труда каторжными и ставя под сомнение его законность. Инструкций безопасности явно никаких не соблюдается, молодые мужчины регулярно калечатся. Погибают, срываясь с высоты, или наоборот, от обрушения конструкций. Наконец, то и дело кто-нибудь задохнется газом. Страшно подумать, но целыми днями рядом с мазутом, свинцом и асбестом рабочие и питаются, и отдыхают. О многом говорит и то, что раньше на разбор кораблей могли поглядеть туристы. Но с начала 2010-х их сюда не пускают.