Инструмент каллиграфов

Кисть – дело тонкое. Хотя и толстое тоже.

Исторически кисть годилась для изображения знаков на любой поверхности. Иными словами, это был самый надежный, хотя и не единственный друг каллиграфа. Впрочем, сами по себе кисти были столь различны, что не всегда казались единой семьей. Например, крупный знак невозможно нанести мелкой кисточкой, тогда как для мелкого подойдет и толстая. Существуют целые роды китайцев, вручную производящие кисти из поколения в поколения. Раньше самые привилегированные династии снабжали товаром не кого-нибудь, а императорский двор. Производство это, стоит сказать, нелегкое, по крайней мере если иметь в виду по-настоящему качественный продукт. То есть, мастеру необходимо достичь нескольких важных характеристик одновременно.

В частности, кисть должна уметь долго держать тушь на компактном клочке своих “волос”. Здесь, как видно, уже целых два требования, но есть и не менее важные. К примеру, кисть должна пружинить и не требовать сильного нажима – это еще два пункта. Наконец, когда кисть полна тушью, волоски должны образовывать максимально тесное единство, никакой “лохматости” не допускается. “Хороший нож, если надавишь на него, изгибается, отпустишь — снова прямой и крепкий. Таким же должен быть и кончик кисти”, – гласит древняя мудрость.

Однако, экзотические примеры каллиграфического письма тоже встречались. В мифологии представители темных сил как кисти используют собственные носы, чертя ими мрачные послания. В свою очередь, реальные виртуозы чем только ни писали – предметами одежды, мусором из корзины, не говоря уже обо всех частях тела. Широко известен случай Кан Ювэя, который, поражая зевак, умудрялся вырисовывать иероглифы грубой шваброй на бумаге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх