Служившие чуть ли не молитвенными уголками, они все больше становятся частью доходного бизнеса.
Ученым до сих пор трудно договориться между собой о том, где проходит грань между просто проходом в земле и полноценной пещерой. Тем не менее, более-менее компромиссный реестр пещер ведется. Главные гиганты, входящие в него, это Саравак в Малайзии и несколько “китайцев”. Все они по площади превышают пространство нескольких крытых футбольных стадионов. Например, вторая по величине, китайская Мяо вместит в себя одних футбольных полей целых два десятка. Строение земли изменчиво: благодаря разного деформациям о тысячелетних пещерах, как в случае с Сараваком, ученые узнают лишь в конце XX века.
Например, южный Китай “изъеден” пещерами, берущими свое начало в эпоху династий Цинь и Хань. Это ни много ни мало две тысячи лет тому назад. Тогда местные искатели пытались обрести чи – жизненную энергию. По мнению древних, она концентрировалась не иначе, как в карстовой ландшафтной среде. Там же искали драгоценные источники для поддержания и укрепления мужской силы. В результате ущелья и пещеры становились своего рода культовыми заведениями, скрытыми от глаз. Впрочем, служили они и работягам-аграриям в качестве амбаров. Кстати, это назначение пещер актуально до сих пор. Но все же сегодняшнему дню больше отвечает третья функция. А именно, в последние десятилетия чиновники научились на пещерах зарабатывать.
На юге Китая и на Тайване госслужащие активно пользуются туристическим интересом таинственным дырам в планете. При помощи экспертов опасные участки изолируют от наплыва гостей. Стены пещер крошат под всеми возможными углами, прокладывая пешие тропы и подготавливая материю для установки подъемников. Работы – непочатый край, так как прячущихся, неоткрытых, спящих пещер еще множество. А из тех, что на виду, еще далеко не все подладили под безопасный туристический шаг.