Выглядящий опасным пережитком колониальной эпохи единственный поезд в Непале вполне устраивает его завсегдатаев.
Два года назад единственную железную дорогу в Непале, построенную еще во времена Британской Индии, попытались привести в божеский вид путем расширения, но все равно это до сих пор в глазах европейца транспорт скорее экстремальный и как минимум экспериментальный. От Джанакпура до индийского Джанагара – 28 километров, и всю дорогу путника ждет давка и тряска. Это если еще вам удастся занять место, а скорее всего этого не удастся сделать. Бывает и так, что поезд и вовсе не придет, поэтому о расписании и вовсе смешно спрашивать. Причина может быть какой угодно: машинист сегодня не смог, и все тут… Вчера был день рождения, например.
Поезд облепляется пассажирами как насекомыми: половина едет задарма, самые ловкие и молодые забираются на крышу. В давке, само собой, легко нарваться на карманника, много здесь и торговцев, таскающих воду. И это вполне справедливо: без воды в такой толпе рано или поздно станет дурно. Это если по жаре. Но в непогоду поезд и его гостей поджидают неприятности другого сорта. Особенно это было актуально во времена узкой колеи: грунт под ней размывался, и состав не раз опрокидывался на бок. Жертвы случались и при отказе тормозов, так как все дряхлое и словно богом забытое.
Остается сам собой разумеющийся, с учетом сомнительности этого предприятия, вопрос – “куда они все едут?”. Прежде всего, гласит ответ, поездом регулярно пользуются аграрии-непальцы. сбывающие свою продукцию за соседней границей. Как ни крути, а цены в Индии, как к ней ни относись, всегда выше. Всего двадцать километров пути – и собранный в товарных количествах рис принесет совсем другие барыши. Впрочем, сомнительным предприятие в виде такой рискованной поездки кажется только неподготовленному страннику. В свою очередь, убежденные аборигены, и стар и млад, как правило, искренне верят, что всюду в мире поезда такие же веселые и функциональные, как в Непале.