Сначала их уничтожали браконьеры, потом они несправедливо приняли на себя роль злых “сеятелей” коронавируса.
По-серьезному международные природоохранные инстанции занялись проблемой стремительного исчезновения панголинов уже в XXI веке. С 2000 года стало нельзя торговать четырьмя азиатскими видами, с 2017 года – оставшимися четырьмя африканскими. Парадоксально, но именно на этот период пришелся бурный рост межконтинентальной торговли панголинами – разумеется, нелегальной. Прежде всего, потребителя интересует чешуя, о которой слагается много правд и неправд. Главным покупателем этого товара, как нетрудно понять по печальным событиям последнего года, выступает Китай. Причем наиболее ценной считается чешуя именно азиатских панголинов, численность которых совсем печальна. По мнению лекарей различного уровня компетенции, измельченная чешуя облегчает боль в конечностях и суставах. Кроме того, такому, состоящему из кератина порошку приписывают пользу при грудном кормлении детей. Примерно 60 различных микстур и иных снадобий предусматривают наличие в составе чешуи панголинов.
Среди зоозащитников много тех, кто, как ни странно, предлагает легализовать торговлю этими редкими животными. В их логике, снятие клейма запретности сделает аудиторию более чуткой и менее пугливой. То есть, ей можно будет эффективнее рекламировать альтернативные методы лечения.
Еще одна важная деталь относительно панголинов – то, что они крайне скверно переносят условия неволи. Помещенные под надзор человека, они почти сразу начинают хворать, испытывая сильнейшую нервотрепку. Как следствие – в неволе они живут от силы несколько месяцев и совсем не стремятся размножаться. Как видно, жизнь панголинов – воплощенное страдание, физическое, моральное и этическое: как минимум с прошлого года hоmo sapiens винит беззащитных существ в преподнесении такого подарка, как смертоносный коронавирус.
Фотография: Valerius Tygart